ЗАО «РСУ «Строй-Сервис» одна из крупнейших компаний Санкт-Петербурга была образована в 1992 году, как раз в период становления рыночных отношений в экономике России. На сегодняшний день у неё накоплен огромный опыт, она является членом СРО НП «Строители Санкт-Петербурга» и ряда общественных профильных организаций.
Генеральный директор компании Садыгов Александр Шихалович неоднократно делился с представителями СМИ своими мыслями о положении дел в отрасли. Двадцатилетний стаж работы в профессии, посты в Экспертном совете по ЖКХ при Комитете по строительству и земельным отношениям Государственной Думы ФС РФ, Общественном совете по вопросам модернизации систем жизнеобеспечения (ЖКХ) Министерства регионального развития РФ дали ему возможность изучить проблему досконально со всех сторон. И выводы его не утешительны.
Главное, что он выделил в числе недостатков системы саморегулирования, какой она предстает на сегодняшний день – бюрократия. Господин Садыгов сопоставил средний численный состав Комитетов НОСТРОЙ, НОИЗ и НОП с такими же структурными подразделениями нижней палаты российского Парламента. Цифры по НОСТРОЮ превосходят в несколько раз численный состав Комитетов Думы, размеры деятельности которой просто не сопоставимы с работой, выполняемой Национальным объединением
СРО в строительстве.
За рамками рынка осталось огромное количество предприятий малых форм бизнеса. С начала этого года, невозможность работы без свидетельства о допуске сделала вступление в СРО и огромную сумму взноса в компенсационный фонд необходимостью. Большая часть маленьких фирм этого осилить не смогла. В Национальных объединениях всех видов строительной деятельности есть Комитеты по поддержке малого бизнеса, но деятельность их, похоже, направлена на его ликвидацию. Так в соответствующем Комитете НОСТРОЯ уже дважды рассматривался вопрос о расширении Перечня работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Все его члены были «за», тогда как любой, даже не строитель, понимает, что это уничтожит на корню малый бизнес. Сейчас маленькие фирмы выживают за счет того, что упомянутый Перечень, Приказом Минрегиона № 624 от 30 декабря 2009 года , был сокращен, и они получили возможность работать, не вступая в
СРО в строительстве и не внося непомерный для них взнос в компенсационный фонд.
Система саморегулирования, вместо того, чтобы уничтожить ещё увеличила административные барьеры для строительных компаний. И, что самое обидное, барьеры то эти установили сами же коллеги по бизнесу. Несколько ступеней надзора и контроля, бесконечное изменение законодательства, перманентная замена одних документов на другие, кропотливое бумагооформление отвлекают строителей от прямых обязанностей. Вдобавок
СРО проектировщиков, строителей и изыскателей рьяно ратуют за подведение любых работ под статью «оказывающих влияние на безопасность объектов капстроительства», что обязывает на любые незначительные процессы получать свидетельство допуске СРО и вступать в партнерство.
Раздутый бюрократический аппарат (создается многоступенчатая система вышестоящих органов - СРО - Нацобъединения), увеличение взносов на непредвиденные расходы (вступление в различные общественные организации, расширение административных штатов, смена офисов), тяжким бременем ложиться на строительные компании и обходится им гораздо дороже, чем при госрегулировании. Когда же думать о качестве и безопасности? Ведь при такой системе отвечающих не найдёшь! Пора бы вспомнить об истинной цели саморегулирования строительного бизнеса.