14.02.2012
Еще совсем недавно для уплотнения гидравлического оборудования использовали всего несколько видов манжет, сальников для подвижных частей и прокладок для статических агрегатов. Но бурно развивающийся технологический процесс стал, буквально, трамплином для создания принципиально новых конструкций резиновых уплотнителей. Так, например, изобретение поршневого двигателя внутреннего сгорания подтолкнуло к созданию поршневых колец.
Почти сто лет конструкторы разрабатывали уплотнения, полагаясь только на свой опыт. И только внедрение резинотехнических изделий практически во все сферы промышленности позволило подходить к их созданию с технологической и стандартизированной стороны.
Практически все уплотнительные конструкции делятся на уплотнения для:
- поршней и штоков в возвратно-поступательных агрегатах;
- валов вращательных систем;
- статических узлов.
Основной задачей уплотнений является предотвращение или максимальное сокращение утечки жидких или газообразных веществ в агрегатах гидравлического оборудования. Разделяют гидравлические уплотнения на бесконтактные и контактные. Бесконтактные или щелевые применяют в основном в гидравлическом оборудовании, где важна высокая чувствительность рабочих частей к нагрузке.
К контактным подвижным относят кольцевые изделия, манжеты и специальные резинотехнические конструкции. Такой тип уплотнений выполняет в гидравлике основную функцию разделения областей низкого и высокого давления, предотвращая протечку рабочей жидкости. Выполняя столь важную функцию, уплотнители повышают коэффициент отдачи основного оборудования, поддерживает постоянную скорость движущих частей, уменьшает нагрев рабочей жидкости.
Самыми универсальными гидравлическими уплотнениями являются резиновые кольца, отличающиеся малогабаритностью, но обеспечивающие в полной мере высокую степень надежности и низкий процент трения. Их профиль может быть круглым, овальным, пилообразным, прямоугольным.
Конечно, в первых гидравлических агрегатах рабочее давление было относительно невысоким и составляло всего 5-6 МПа. Поэтому основную функцию выполняли резиновые кольца прямоугольного или круглого профиля. Однако уже совсем скоро были изобретены более миниатюрные гидравлические системы с рабочим давлением от 32 МПа. И тогда на смену кольцам пришли манжеты, которые представляют собой уплотнитель для подвижной круглой детали гидравлического оборудования. Внешне манжета напоминает обычное кольцо из полимера или резины, имеющее рабочую кромку, пружину или пыльник.
Манжеты обеспечивают защиту области низкого давления от попадания в нее газов или жидкости из области высокого давления. Они разделяются на несколько типов: уплотнения с V-образным сечением, обеспечивающим защиту зазора между поршнем и цилиндром и шевронные манжеты, устанавливаемые с металлическими нажимными и опорными кольцами с рабочим давлением до 63 МПа.