05.05.2012
В современной технике не обойтись без устройств передачи крутящего момента с одного элемента на другой. Автомобили, станки, снегоходы и мотоциклы используют в своей конструкции редукторы и вариаторы, а также дополнительные элементы для передачи вращающего момента.
Среди этих устройств особенно стоить отметить редуктор, широко используемый в транспортных средствах и различных обрабатывающих станках. Если существует двигатель, приводящий в движение некий вал, то наверняка может пригодиться и редуктор.
Основная особенность редуктора – не только передача движения, но и изменение его интенсивности. Один или несколько редукторов могут быть использованы для того, чтобы задать точную скорость вращения детали при совершенно другой изначальной скорости. Если же редуктор является частью подвижной системы, где несколько элементов могут взаимно заменяться – это уже система переключения передач. Наиболее яркий представитель такой системы – коробка переключения передач в автомобилях, известная почти всем. Почти все редукторы применяются для ступенчатого изменения скорости вращения. Наиболее популярные подвиды редукторов – червячные, цилиндрические и конические. Каждый подвид применяется в зависимости от текущей задачи.
Вариатор, в свою очередь, необходим для плавной регулировки скорости. Это означает, что в процессе работы той или иной машины вариатор позволяет постепенно наращивать или снижать скорость вращения без необходимости вручную заменять элементы конструкции или выключать саму машину. У вариатора есть и свои ограничения – он применяется, как правило, только с двигателями мощностью до 200 лошадиных сил. Чаще все это различные станки и подобные им устройства. Изменение скорости вращения происходит постепенно под влиянием изначально установленной частоты вращения. Диапазон изменения крайне небольшой для вариатора, поэтому применение его для переключения передач в транспортных средствах неоправданно.
Весьма долговечными являются цепные вариаторы - цепь работает в маслянной ванне, поэтому не подвержена интенсивному износу. Клиноременные вариаторы относятся к устройствам сухого типа. Армированный стальной проволокой (для предотвращения растягивания) зубчатый ремень изнашивается достаточно интенсивно, срок его службы обычно не превышает 50 тыс.км.
Если искать основное отличие между вариатором и редуктором, то оно заключается в способе контакта движущихся элементов. Редукторы, чаще всего, передают вращение напрямую, тогда как вариаторы используют ременную или цепную передачу.