26.05.2012
Комплект газового оборудования для автомобилей, который еще называют газовой автомобильной системой (ГАС), предназначен для двигателей с впрыском топлива. В настоящее время такие двигатели установлены на большинстве автомобилей, при этом они имеют разнообразные конструктивные решения, отличаются по уровню сложности и удобству эксплуатации.
Инжекторные двигатели нашли широкое распространение благодаря жестким экологическим нормам, которых вынуждены придерживаться производители автотранспорта. Стоит отметить, что инжекторные двигатели позволяют существенно экономить топливо, что снижает общие эксплуатационные расходы на авто.
Оснащение автомобиля с инжекторным двигателем газовой автомобильной системой выгодно со всех сторон. Помимо всего прочего, с газовым оборудованием каталитический нейтрализатор отработавших газов прослужит гораздо дольше. Однако установка газовой системы на автомобиль с инжекторным двигателям сложнее и дороже, чем на авто с карбюраторным мотором.
Виды газового оборудования и принцип его работы
Инжекторные двигатели могут быть оборудованы системой моноточечного впрыска (когда топливо подается во впускной трубопровод, который имеет ответвление на каждый цилиндр, с помощью одной форсунки), либо распределенной системой впрыска (форсунки установлены перед впускным клапаном). Газовое оборудование устроено по аналогичному принципу, с той лишь разницей, что газ в отличие от традиционного автомобильного топлива, это не жидкость.
Энергоносителем в газовой автомобильной системе служит пропан (сжиженный нефтяной газ), который находится в баллоне под давлением до 20 атмосфер, либо природный газ метан, который сжимается на порядок сильнее.
Проходя через специальный редуктор-испаритель, содержащий для метана дополнительный цикл понижения давления, газообразное топливо подается во впускной коллектор через специальный смеситель и ряд дополнительных элементов. По такому принципу построена система впрыска газа эжекторного типа — подача топлива осуществляется не под давлением, а под воздействием разрежения во впускном тракте т.е. возникает эффект засасывания топлива. При этом конструкция смесителей бывает пассивной, в этом случае расход топлива определяется дозатором или редуктором до него, или активной.
Эжекторные газовые системы по стоимости ненамного превышают газовое оборудование для карбюраторных двигателей, но при этом они имеют некоторые недостатки. В частности, эжекторная система имеет единый на все цилиндры смеситель, который частично перекрывает воздуховод, тем самым несколько снижая максимальную мощность двигателя на 4–7%.
Существует иное конструктивное решение для газового оборудования — инжекторная система, где подача топлива осуществляется во впускной коллектор под давлением. Инжекторная система предусматривает установку после смесителя, управляемого с помощью электроники, дозатора газа, а уже за ним, если возникает необходимость, монтируется разветвитель, который распределяет топливо по впускным коллекторам каждого цилиндра двигателя. Дозатор управляется компьютерным блоком, который получает всю необходимую информацию о качестве топливной смеси. Такое газовое оборудование сопровождается различными техническими нюансами, при этом в современных условиях эти системы имеют лучшие показатели в соотношении цена / качество.
Также существует газовое оборудование для автомобилей, в котором впрыск газа непосредственно в цилиндры осуществляется под давлением. Однако установка такого комплекта сопряжена с серьезными переделками двигателя, к тому же эта конструкция не нашла достаточного распространения. Такие системы распространены разве что в Нидерландах, где более 30% автопарка использует газ в качестве топлива. Такие системы отличаются высокой стоимостью, но и силовые характеристики двигательной установки во время эксплуатации газового оборудования с распределенным впрыском практически не меняются.
Управление всех инжекторных газовых систем осуществляется сложной электроникой: осветить в полной мере все электронные нюансы возможно только в рамках отдельной статьи. Компьютерные блоки точно согласованные со штатной инжекторной системой, "запоминают" последовательность переключения между режимами работы и осуществляют блокировку бензиновых форсунок на время работы газовой системы.
Однозначно можно сказать, газовое автомобильное оборудование в умелых руках будет работать надежно и долго, иначе оно бы не было столь популярным в западных странах. Однако в нашей стране, пробовать починить автомобиль, в котором установлена газовая система, берется буквально каждый и зачастую — безуспешно. В результате в рядах автолюбителей возникает массовое недоверие к таким сложным системам, которые следует обслуживать, настраивать и ремонтировать только в специализированных сервисах.