03.12.2012
С течением времени дисковые механизмы, которые используются в качестве колесного тормоза, стали все более распространенным явлением на грузовых транспортных средствах различного назначения, - ведь изначально они использовались лишь как трансмиссионный тормоз.
Если сравнивать дисковые тормоза с барабанными, то можно выделить у первых огромный ряд преимуществ:
- дисковые механизмы имеют низкую чувствительность к перемене коэффициенту трения
- с ними появилась возможность уменьшить удельное давление в соприкасающихся и трущихся пазах посредством увеличения площади трения
- равномерность износа фрикционной накладки
- одинаковый эффект торможения как при движении вперед, так и задним ходом
- сведены к минимуму поломки, которые ведут за собой капитальный ремонт грузовых автомобилей
- температура обода колеса и его бортовой части понижается
- легкое торможение всеми колесами
- существенная жесткость всей конструкции, максимально возможная компактность, простота регулировок и обслуживания
- легкая герметизация колесных тормозов, что особенно актуально для грузовых транспортных средств высокой проходимости
Сложная задача, связанная с созданием надежного привода для дисковых тормозов, вставала неоднократно перед конструкторами тормозных систем. Единственное, что было приемлемым, - это гидравлический привод, но в виду его возможного залипания из-за сильного перегрева, он грозил тем, что у грузового транспорта могла выйти из строя или полностью отказать тормозная система, а это уже грозило огромной бедой на дороге. В итоге, гидравлический провод не стал использоваться на грузовиках, масса готорых превышает двенадцать тонн. Достаточно распространенным стал механический привод (с наличием пневмокамеры).
В России, например, дисковые тормоза для грузовой спецтехники были разработаны компанией ЗИЛ еще в далеком 1972 году. На трехосном автомобиле тормозные детали с бортовым приводом были размещены на площади внутреннего конца приводного вала, который «передавал» крутящий момент от коробки раздачи к редуктору колеса. Эффективность процесса торможения была обеспечена использованием жестких подвижных скоб, диска, который вентилировался и авторегулировке зазора, находящегося между диском и колодками. Тормоза, стояночный и рабочий, совмещались в едином устройстве.
Таким образом, можно смело сказать, что дисковые тормоза, которые были разработаны по заказу ведущих автомобилестроительных концернов, уже давно прошли свою первую, испытательную стадию, и сейчас, даже не смотря на их высокую цену, крайне востребованы водителями спецтехники, компаниями-перевозчиками и транспортными службами.