14.12.2012
Попытки передачи электроэнергии на расстоянии предпринимались еще с середины 18 века, в том числе и в России. История появления в нашей стране и в мировой электроэнергетики разработок ЛЭП уникальна тем, что именно русский инженер первым предложил применить железнодорожные рельсы в качестве проводника энергии. Это был знаменитый инженер Порицкий.
Грандиозные идеи российского изобретателя
Попытки использовать такого типа конструкций были не слишком эффективными: потери от прохождения постоянного тока по рельсам достигали 75%. Разработки велись в направлении уменьшения этих потерь, в противном случае применение конструкции становилось неэффективным, поскольку проводник имел слишком большое сечение.
Первые опыты, которые инженер Порицкий провел на Сестрорецкой железной дороге, положительных результатов не принесли. Потери тока были снижены, однако, потребовалось найти способ изолировать рельсовый прообраз опоры ЛЭП от земли. Порицкий не добился результатов, однако, его гениальная идея, т.е. предложение пустить по рельсам с током вагончики, не найдя применения в те времена в силу опасности для жизни пешеходов, в дальнейшем была использована при создании нового вида транспорта, названного "метро".
Первые удачные опыты
Первое теоретическое обоснование необходимости создания опоры ЛЭП в 1880 году дал профессор физики Лачинов, который работал в Петербургском лесном институте. Его расчеты привели к заключению, что на любые расстояния по проводам, имеющим небольшое сечение, можно передавать любое количество электроэнергии. На практике эту революционную теорию осуществил в 1891 году ученый Доливо-Добровольский. Он сумел передать на расстояние в 175 км электроэнергию, мощностью 220 кВт, получив сенсационный КПД такой перспективной линии электропередачи, равный 77,4%.
Основное преимущество изобретения опоры ЛЭП
После таких успешных опытов стала очевидной перспектива передачи электроэнергии по воздуху с использованием опоры ЛЭП. Это оказало серьезное влияние на места строительства будущих электростанций. Их больше не требовалось строить в непосредственной близости от потребителя, что существенно удешевило не только сами электростанции, но и электроэнергию, которую они вырабатывали. В этой связи стоит вспомнить исторический факт: первая тепловая электростанция, построенная для бесперебойного обеспечения освещения Литейного моста в Петербурге, была возведена непосредственно в центре города на Неве.
Появившиеся конструкции, которые основательно держали провода, привели к тому, что основным определяющим фактором для выбора места строительства электростанций стал параметр местонахождения топливного ресурса, а не потребителей электроэнергии. С помощью ЛЭП проблема передачи электрической энергии на большие и даже огромные расстояния была решена. Уже в 1893 году по проекту инженера Щенсиновича в Новороссийске была построена первая в мире промышленная электростанция, а для того, чтобы опоры и электростанция квалифицированно обслуживались, в Санкт-Петербурге был открыт Электротехнический институт, где готовились кадры для новой, предельно перспективной по тем временам отрасли.