09.12.2013
От автомобилей к танкам…
Когда Могилевский завод появился в 1935 году, это, по сути, была авторемонтная база – вал карданный МОАЗ отбалансировать, диск погнутый выровнять, втулку новую выточить и так далее. Только все это во всесоюзном масштабе. Всего за пару лет, новый, с пылу-жару завод, превратился в главную ремонтную базу Западного военного округа, то есть, главными его клиентами были всякие виды техники «прописанной» в автомобильных и бронетанковых подразделениях округа.
…от танков к самолетам…
С началом Великой Отечественной Войны было решено. Что столь умелый инструмент нельзя оставлять немцам, и вся производственная база завода вместе с персоналом была перевезена в более теплое местечко, как в переносном, так и в прямом смысле – завод был эвакуирован в Заволжье, если точно, то в славный город Куйбышев. Там, повинуясь требованиям момента, завод переквалифицировался, и стал одним из тех, кто делал двигатели к ИЛ-2.
…от самолетов к электростанциям…
Когда война закончилась, завод вернулся в родной Могилев и стал производить паросиловые установки. Эти агрегаты мощностью до 100 лошадок здорово помогли с электрификацией послевоенного Села и обеспечением местных производителей теплом и электроэнергией.
…к кранам…
В 1955 году завод, которому не привыкать менять профиль, освоил выпуск еще одного типа техники. На этот раз речь идет об электромостовых кранах, способных переносить до 5 тонн. Производить их на заводе продолжали вплоть до 1968 года.
…назад к автомобилям и не только
В 1960 году, было решено расширить производство и вспомнить про первоначальную специализацию. С этой целью на Минском Автозаводе отобрали целую группу конструкторов и инженеров. Именно с этой группы, переведенной в Могилев, начинается история МоАЗа – Могилевского Автомобильного Завода, как такового.
Главной продукцией предприятия с этого момента и до нынешних дней стала автомобильная техника специального назначения. Чаще всего именно с применением изделий МоАЗа в СССР, да и в постсоветских государствах строили и строят дороги, плотины, мосты и туннели. Их же использовали на подземных разработках рудных материалов и прочих земляных работах. Помимо этого здесь работают токарные, слесарные и другие цеха, где и сегодня можно подровнять вал карданный МОАЗ, отрихтовать кузов или проточить нужную деталь. В общем, все, как и тогда, 80 лет назад, только люди другие, да техника покруче…