24.05.2014
Даже
взрывозащищенные электродвигатели производства ОАО "Сарапульский электрогенераторный завод" при определенных условиях могут нагреваться и даже перегреваться. При этом нужно понимать, что некоторый (небольшой) нагрев будет наблюдаться при работе любого двигателя, поскольку реальный КПД всегда значительно ниже 100%, и те потери энергии, которые неизбежны, как раз и превращаются в тепловую энергию.
Однако здесь мы намерены рассмотреть моменты, касающиеся не просто нагрева, а перегрева обмоток, которые происходят из-за возникновения в них слишком сильных токов. Это наиболее часто происходит при пуске, а также в результате скачков напряжения в сети, самозапуске под нагрузкой и т.д. Отметим, что
электродвигатели асинхронные могут нагреваться при работе в синхронном режиме, а синхронные – наоборот, при асинхронном.
Часто степень допустимости перегрузок определяют, исходя из значения допустимой температуры. Этот подход ошибочен. Решая вопрос о приемлемости той или иной перегрузки, необходимо, прежде всего, принимать во внимание влияние на сокращение срока эксплуатации изоляции. Ведь на протяжении значительной части времени работы любого электродвигателя температура его обмоток держится на уровне гораздо ниже предельно допустимого. В этот период изоляция подвергается значительно меньшему износу, она, как бы недоиспользуется. Поэтому часто перегрузки, продолжающиеся короткие временные промежутки оказываются вполне допустимыми, если в их результате не происходит снижения установленного срока службы изоляции.
Определяющим моментом здесь оказывается длительность перегрузки, которой подвергается двигатель. Кратковременной считается такая перегрузка, за время воздействия которой величина температуры обмоток не успевает установиться. Когда пиковое значение температуры устанавливается, и некоторое время сохраняется, перегрузка считается длительной.
Общеизвестно, что даже не очень значительный нагрев изоляции ощутимо сокращает срок ее эксплуатации. На основании этого достаточно популярно суждение, что наилучшая защита электромотора - это тепловая, которая производит его отключение, едва температура достигнет установленной, предельной величины. Это мнение ошибочно. Ведь, подобная защита будет отключать двигатель и, когда перегрузка будет кратковременной, а с точки зрения износа изоляции – допустимой.
Причиной для перегрузок электродвигателей существует множество. Это и слишком частые запуски и остановки. Кроме того, возможно множество технологических причин для перегрузок электромотора, таких как скачки напряжения в питающей сети, запуск под нагрузкой, а также различные механические неполадки.
Электродвигатель может оказаться перегруженным и, если превышены нормы по загрузке обслуживаемого механизма сырьем или, если он неправильно настроен для конкретных условий или нарушен режим его работы. Подобные перегрузки устраняются путем возврата к нормальным условиям эксплуатации: например, снижению подачи сырья до нормального уровня.
Опасность может представлять запуск двигателя под нагрузкой, в случае, если на подобный режим запуска двигатель не был рассчитан изначально. Подобное может произойти, например, при самозапуске двигателя в результате восстановления напряжения в сети после его кратковременного отключения.