01.10.2014
Крановые колеса, предназначенные для работы на рельсовых путях, определяют по диаметру обода и по количеству реборд. В зависимости от формы обода колес, их подразделяют на конические и цилиндрические. Если же оно предназначено для совместной работы с механическим элементом, осуществляющим передвижение крана или тележки, то его называют ведущим или приводным. Остальные же колесные детали крана определяются как ведомые.
Что касается колесных изделий с так называемым коническим ободом, то они применяются в тех случаях, когда краны необходимо передвигать по криволинейным путям. Другая их функция – выполнять роль ведущих в механизмах мостовых кранов, работающих от центрального привода. Колесо с коническим ободом прекрасно нивелируют сопротивление при передвижении мостового крана по рельсам и таким образом упреждают его от резких рывков, которые могут привести к критическим перекосам крановой конструкции с последующим ее обрушением.
Ширина катания поверхности двухребордного колеса должна быть на 30-40мм больше ширины головки рельса, а у предназначенных для крановых тележек, шире на 15-20мм. Таким образом обеспечивается передвижение кранов и их тележек в случаях, когда укладка рельс была произведена недостаточно точно. Чтобы колесо крановое выполняло запланированные функции, его устанавливают в связке с подшипником качения на неподвижную ось или вал, прикреплённый к конструкции одного из опорных узлов грузоподъемной техники.
Применение одноребордных колес допускается в тех случаях, когда ширина колеи не превышает 4 м и обе рельсовые нитки лежат на поверхности в одной плоскости. Таким образом, их наиболее часто можно увидеть в работе портальных или железнодорожных кранов. Для башенных кранов они не подходят, поэтому для их работы используются двухребордные колесные детали, а ширина колеи при этом не учитывается.
Безребордные колеса в основном допускаются для передвижения мостовых и консольных кранов при условии, что будет исключена возможность схода колес с рельсового пути.
Колеса для крановой техники бракуются в том случае, если на поверхности, предназначенной для соприкосновения с рельсом, выявлены лыски, трещины или отколы реборд, отогнутых реборд или дисков. Однако нужно отметить, что за браковка колеса происходит лишь в том случае, если вышеперечисленные дефекты составляют 50-60% от первоначальной толщины самого изделия.