18.08.2015
Редуктор образует передаточный узел между ведущей и ведомой шестернями заднего моста для передачи энергии вращения карданного вала на колёса с помощью зубьев искривлённой конической формы. Такая система сцепления между валами, расположенными под углом друг к другу, называется гипоидной передачей. Как показывает разборка грузовиков МАН, износ зубьев шестерён является частой причиной проведения его капитального ремонта.
Если при наборе скорости более 30 км/час появляется характерный гул, значит, редуктор нуждается в регулировке. Обычно причиной повышенного износа зубьев является длительная работа грузовика с большой нагрузкой или некачественная смазка. Начинать ремонтные работы следует с технического осмотра. Для начала следует отмыть детали редуктора нефрасом и почистить их щёткой. Если при осмотре шестерён выявлены сломанные зубья, то эти детали подлежат замене.
Нужно внимательно осмотреть состояние граней зубьев, которые должны быть ровными без забоин и сточенных закруглений. Незначительные дефекты можно зашкурить и отполировать. При наличии забоин и выработки детали подлежат замене. Как показывает разборка грузовиков Скания, выработка обычно происходит на обеих шестерёнках, и замену следует производить парную.
Собирая редуктор, нужно обязательно заменить расходные компоненты узла – распорную втулку, фланцевую гайку, резиновую манжету. При использовании старого картера следует рассчитать нужную толщину устанавливаемого регулировочного кольца. Отклонения размеров деталей от стандарта указаны на них в цифрах со знаком плюс или минус, которые означают десятки микрон. Если на валу прежней шестерни выгравировано «+10», а на устанавливаемой детали написано «-3», то разница между ними 10-(-3) равна 13. Следовательно, устанавливаемое кольцо должно иметь толщину на 0,13 мм меньше прежнего.
Перед установкой подшипников надо зачистить посадочные места «шкуркой» до состояния лёгкого скользящего монтажа. Далее нужно выполнить следующую последовательность действий:
- в посадочное отверстие картера запрессовать наружные фиксирующие кольца;
- вложить задний подшипник и стопорное кольцо с помощью зажимного приспособления;
- используя оправку, плотно вставьте на ведущий вал вначале подобранное по толщине кольцо, а за ним передний подшипник. Смонтируйте вал в коробку редуктора, установив нижнюю фиксирующую шайбу переднего подшипника;
- соблюдая строгую последовательность, выполнить поочерёдно монтаж следующих элементов узла: – распорную втулку, за ней фиксирующую шайбу подшипника, затем уплотнительную манжету и в конце фланец ведущей шестерни;
- затянуть фланец гайкой с помощью динамометрического ключа с усилием в 12 кгс.м;
- для проверки усилия прокручивания вала намотайте шёлковую нитку на окружность фланца и, привязав к нему динамометр, потяните за нить до момента начала движения вала. Если установлены новые подшипники, то момент вращения должен лежать в пределах от 6 до 9,5 кгс.м. При меньших значениях нужно дотянуть гайку, но не допускать усилий свыше 26 кгс.м. Если момент начала вращения вала больше 9,5 кгс.м, то придётся обратно разобрать редуктор и поменять втулку, тело которой после затяжки должно приобрести бочкообразную форму;
- установить узел ведущего вала в коробку дифференциала и наживить болты на крышке закрепления подшипников. При наличии продольного люфта в креплении шестерёнок полуосей нужно подобрать для них отдельные и большие по толщине регулировочные шайбы. Вращение шестерёнок полуосей должно быть свободным и лёгким без люфтов. Как показывает разборка грузовиков Вольво, люфты появляются в результате износа роликов подшипников и выработки корпуса;
- предварительно подтянуть гайки на крышке закрепления подшипников дифференциала;
- установка необходимого теплового зазора между главной парой шестерён производится затягиванием регулировочной гайки планетарной шестерни. Тепловой зазор должен составлять 80-130 мкм;
- в завершение затянуть гайки натяжения подшипников до конца, пока зазор между крышками не уменьшится до 0,2 мм. При этом проверяйте люфт ведомой шестерни. В конце поставить на гайки стопорные пластины.
При правильно проведённой регулировке редуктора проворачивание главной пары шестерён сопровождается еле слышным трением зубьев. Не допускаются никакие заедания, стук и скрежет.