25.09.2015
Многие люди в недоумении, услышав разговор об их праве использовать подменный автомобиль на период ремонта по гарантии от обслуживающих компаний. Да, действительно, воспользоваться таким законным правом может каждый автовладелец нового автомобиля, у которого еще не истек срок гарантийного обслуживания. Какие же возникают особенности при использовании такого права?
Может быть такая ситуация, когда при устранении неполадок на сервисном центре, нужных запчастей нет на данный момент, а их поставку придется ожидать неделю, а то и другую. Как быть в такой ситуации? Ходить пешком и ждать когда отремонтируют? Или все же на время ремонта просить какую-нибудь подмену? Ответы на такие вопросы будут неоднозначными.
В России сегодня довольно развита сеть сервисных центров по обслуживанию практически всех марок автомобилей. А Закон «О защите прав потребителей» дает права покупателю пользоваться такой услугой, как пользование подменным авто, но, не обязывает сервис предоставлять эту услугу.
Что говорит Закон о гарантийной подмене автомобиля
Законные обязанности и права
Тут возникает вопрос: насколько правомерно такое решение не предоставлять замену? И повлечет ли это административную ответственность? Ведь в законе четко прописано, что потребитель имеет право требовать временную замену, и что при длительном гарантийном ремонте, его исполнитель — сервисный центр в качестве юридического лица, предприниматель или физическое лицо, в трехдневный срок обязаны предоставить аналогичный товар с подобными свойствами, после составления потребителем письменного заявления.
На самом деле, автодилер не обязан давать во временное пользование подменный автомобиль потому, что в Законе, в самом его конце, есть небольшое примечание: перечень продукции, на которую распространяется условие ее длительного использования, разрабатывается российским Правительством. В этот перечень включены и автомобили.
Поэтому, на основании этой нормы, все ваши требования по предоставлению подменного товара становятся безосновательными. При общении с менеджерами ремонтного предприятия вы можете отделаться неприятной беседой, это в лучшем случае. При максимуме накала ситуации, это может закончиться вызовом полиции и наложением административного штрафа за нарушение общественного порядка. При обоюдном разрешении вопроса, автосалон конечно же может дать вам подменный авто, только это будет исключительно по их собственной инициативе.
Предоставление подменного автомобиля по собственной инициативе автосервиса
Конечно же, это не буква Закона. Скорее всего, это негласные законы, практикующиеся многими владельцами сервисных автопредприятий.
На личное усмотрение руководства, машина для временного пользования может быть выдана владельцу гарантийного автомобиля в следующих случаях:
- покупатель слишком дорог для руководства
- имеет личностные или родственные отношения с какими-либо членами руководства
- он есть постоянный VIP клиент предприятия
- приобрел очень дорогую модель
- и, как правило, платный вариант.
Все это похоже на оплачиваемую (тем или иным образом) аренду, правила которой относятся к совершенно другой категории отношений с клиентом. Но есть ли какой-нибудь выход? Может ли это быть помощь автоадвоката или автоюриста? В народе есть поговорка — «из любой ситуации выход есть всегда»!
А опытные автоюристы из «Авто Права» вам расскажут об одном нюансе, о действенности которого, мало кто знает. Его суть такова: срок пребывания продукции или товара на сервисном обслуживании или ремонте не должен превышать сорок пять дней. При этом заметим, что это касается и того пресловутого перечня продукции в который включены автомобили. По истечении этого срока, потребитель имеет полное право требовать у руководителя ремонтного сервиса замену товара до того времени, пока не устранится поломка.
Такое ноу-хау в отношении подменных автомобилей появилось совсем недавно в процессе подписания договорных обязательств сторон. Продавец услуг, в ходе их выполнения, внятно описывает личное мнение относительно подменной машины. Покупателю остается лишь решить, согласиться на такие условия или нет. Это сугубо индивидуальное дело каждого.
На практике подобные эпизоды случаются единично, т.к. ремонтные предприятия прекрасно осведомлены в законе и соблюдают правовую норму, предостерегая свой сервис от ненужных расходов и убытков.
Услуги подмены у именитых брендов
- Сервисные предприятия именитых автомобильных брендов готовы выплачивать по одному проценту неустойки за просроченные сутки гарантийного ремонта. Такое решение довольно не дешевое, но, сохранение марки концерна весит куда больше, чем несколько сот утраченных тысяч в течение месяца. Более существенным образом это отражается на роскошных марках, таких как «Ламборджини», «Бугатти», «Роллс Ройс» и подобных авто ручной сборки или с лимитным выпуском.
- «Мерседес», «БМВ» и «Ягуар» услугу предоставления подменной машины прописывают в договоре купли/продажи нового автомобиля. И это у них не является каким-нибудь опциональным решением, а уже предусматривается автоматически. Покупателю этих марок теперь нет необходимости что-то доказывать в случае поломки.
- Руководство «Форда» пошло другим путем в поиске выхода при обращении недовольных покупателей с требованием предоставления подменной машины: оно теперь выдает для временного пользования автомобили б/у или экземпляры классом ниже.
- Концерн «Шкода» в этом плане несколько хитрее. Он выдает временное транспортное средство исключительно только после проведения полной комплексной экспертизы нового автомобиля. Что ж, такой вариант вполне подойдет для потребителя.
Мнение эксперта компании «Авто Право»
Ваши законные права на получение автомобиля во временное пользование
Прежде всего давайте разберемся, что в действительности ограничивает нашу возможность просить подменный автомобиль на время гарантийного ремонта. И при этом получить его бесплатно.
Перед тем, как ссылаться на отказной документ, не позволяющий пользование подменным авто, мы обсудим статью 20 Закона РФ «О защите потребительских прав».
… При предъявлении потребителем требований, изготовитель, уполномоченная организация, продавец или частный предприниматель обязаны в трехдневный срок, безвозмездно, на период гарантийного ремонта товара длительного пользования предоставить аналогичный товар с такими же функциональными свойствами и обеспечить его доставку за свой счет. Перечень товаров, на которые не распространяется указанное требование, устанавливается Правительством РФ…
Было бы все хорошо, если бы не этот перечень, на который указывает пункт 2 статьи 20 ЗЗПП. Теперь посмотрим сам перечень; редакция №1222 Постановления Правительства от 20 октября 1998 года указывает на следующие товары длительного пользования, которые не подлежат подмене на время гарантийного ремонта, а именно:
- мотоциклы и другая мототехника
- автомобили
- номерные агрегаты к ним (прицепы, полуприцепы)
- плавсредства…
Исключение составляют только те товары, которые предназначены для пользования инвалидами и людьми с ограниченными возможностями.
К нашему сожалению мы видим, что в данном пункте прописаны автомобили. А это означает, что сервисное предприятие не обязано нам выдавать машины в качестве подмены при гарантийном ремонте нового автомобиля.
Многие автодилеры в полной мере пользуются этим положением, предлагая нам данную услугу за деньги. Другими словами — это самый, что ни есть, настоящий прокат транспорта. Автодилер, чтобы не потерять «лицо» компании, старается найти компромисс: он вроде бы и сохранил «лицо», и в тоже время с вами обошелся предельно учтиво, не оставив в обиде.
При обращении за данной услугой, автомобиль в качестве подмены, наверняка будет предложен за определенную сумму денег в сутки, которой продавец покрывает амортизацию машины и страховку КАСКО при непредвиденных случаях. На низкую цену рассчитывать не стоит, а лучше поискать что-нибудь прагматичнее.
Курьезы с подменными авто
В одном из дилерских центров Москвы владелец новенького «Хаммера», на время его ремонта, потребовал подменный автомобиль. После некоторых виляний, руководство все же согласилось на предоставление клиенту во временное пользование тоже новый джип «Шевролет», который они использовали в своем салоне для проведения тест-драйвов. Покупатель настолько привязался к этому джипу, что поставил вопрос обмена автомобилями ребром. В конечном итоге руководство салона пришло к согласию с клиентом на обмен, и даже возместило ему разницу стоимости. Оценка, естественно, была накручена, но удовлетворенному покупателю это было теперь уже не важно.
В американском Детройте — родине «Кадиллаков», владельцу именно этой роскошной люксовой марки, на подмену выдали наполовину сгнившую «Хонду» застойных (по-нашему) 80-х. После настойчивых, но безрезультатных возмущений, клиенту пришлось на том корыте полмесяца краснеть перед друзьями.
Из всего здесь описанного вы теперь видите, что подмена на время ремонта все-таки как-никак предоставляется. Пускай это не так популярно как у американцев, но все же — как есть. Дорожащие своей репутацией компании в любом случае найдут компромиссный вариант замены. А компания «Авто Право» желает вам: не стесняйтесь, вступайте в переговоры с руководством и у вас будет все так, как вы хотите. Удачи!